Дмитрий Наконечный


Систему определяет наблюдатель

Создание корпоративного знания

Семинар-практикум предназначен для командного корпоративного обучения концепции создания организационного Знания и практическому тренингу освоения принципов создания и развития Знания.

Формат проведения - трехдневный (результативнее и продуктивнее - выездной) корпоративный семинар-тренинг для собственников бизнеса, топ-состава и руководителей контура управления и развития персонала.

 

Этот семинар – не просто об управлении знаниями. Созданный по мотивам концепции и методологии Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи, которую авторы представили в своей книге «Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах», семинар делает попытку синтезировать, адаптировать и настроить успешный западный и восточный опыт в современных непростых условиях отечественной бизнес среды.

 

Семинар дает представление и практический навык в такой незаслуженно непопулярной области, как получение, использование, накопление, развитие и генерация продуктов интеллектуальной деятельности персонала. И как итоговый вывод семинар формирует понимание особенностей настройки функционально-организационной структуры на системное непрерывное создание знания и управление знанием.

 

В наше время, характеризующееся высочайшей степенью нестабильности всей мировой глобальной экономической модели, сотрясаемой кризисами и очевидно катящейся к своему закату и окончательному коллапсу, нет иного пути выживания и дальнейшего развития, кроме как через полноценное включение своего корпоративного разума. Потому что материальное обрушивается, девальвируется, обесценивается в первую очередь.

Даже организациям, осознавшим роль человеческого потенциала как ключевого нематериального актива и сделавшим акцент на него в достижении успеха, не достаточно компетенций и навыков, как, каким способом организовать и сделать наиболее продуктивными и плодотворными интеллектуальные ресурсы своих сотрудников.

Семинар дает четкое понимание, что область управления знаниями – не есть прерогатива только лишь компаний, создающих интеллектуальные продукты. Любая организация обладает корпоративным знанием. Только не все об этом знают, и не все делают ставку на него. У всех есть неиспользуемые внутренние ресурсы, которые в силу своей нематериальности не отчуждаются даже с уходом ключевых сотрудников, не исчезают и не копируются. А, следовательно, являются важнейшим конкурентным преимуществом. Просто не все организации об этом знают, и не все умеют этот ресурс использовать. Семинар призван помочь слушателям разобраться в данном вопросе.

 

Как приспособить свои иерархические структуры, косные и консервативные, способные к наибольшей своей эффективности только в периоды стабильной рутинной работы развитого, рационализированного и оптимизированного производства? В то время, когда ни о стабильности деятельности, ни о размеренной преемственности во времени традиций не может быть и речи? Когда среда-надсистема предъявляет все более новые и все более угрожающие вызовы?

 

Как организовать еще более продуктивно и результативно работу проектных команд и рабочих групп? Несмотря на то, что матричные структуры проектной деятельности более гибки и адаптабельны в сравнении с забюрократизированными централизованными иерархиями, они тоже не готовы локальное знание проектов трансформировать в непрерывный процесс создания корпоративного знания. Каким способом те инновационные идеи и интеллектуальные продукты, что рождаются в ходе проектной работы, поставить на поток управления организационным знанием?

 

Ответы на эти и другие вопросы пытается дать предлагаемый семинар.

 

Семинар предусмотрен для собственников бизнесов, менеджеров высшего и среднего звена, менеджмента корпоративных университетов и центров развития и обучения. Для всех, кто понимает: преодолеть растущую стагнацию не помогут ни активы, ни деньги, ни «тупой мартышкин труд». Труд интеллектуальный, хорошо поставленный и организованный на общеорганизационном уровне способен обеспечить выживание в период спада и последующий успех в будущем тем, кто сделал ставку на Знание.

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

 


1. Введение

1.1.        Предмет и история вопроса

1.2.        Два подхода к Знанию: Запад и Восток

1.3.        Цикл создания знания

1.4.        Жесткий, мягкий, комбинированный подходы к управлению

1.5.        Понятие знания неформализованного

 

2. Принципы и Участники создания знания

2.1.        Японский опыт «Хонда Сити» как яркий пример старта процесса

2.2.        Три принципа создания знания

2.3.        Язык образов и символов

2.4.        Значение коммуникаций

2.5.        Неопределенность и избыточность информации

2.6.        Ключевые участники


3. Процесс создания знания

3.1.        Знание и информация

3.2.        Знание формализованное и знание неформализованное

3.3.        Трансформация знания как социальный процесс

3.4.        Способы трансформации знания:

    3.4.1.   Социализация

    3.4.2.   Экстернализация

    3.4.3.   Комбинация

    3.4.4.   Интернализация

3.5.        Цикл создания знания - спираль знания

3.6.        Содержание знания

3.7.        Динамическая спираль знания

 

4. Организационная культура

4.1.        Понятие организационной культуры

4.2.        Типологии организационных культур

4.3.        Профиль организационной культуры

 

5. Примеры учебных компаний

5.1.        Настоящий Хлеб

5.2.        Промспецмаш

5.3.        Consult & IT

5.4.        Все для дома

5.5.       Практикум 1 Определение профиля организационной культуры учебных компаний

 

6. Условия создания знания

6.1.        Намерение

6.2.        Автономия

6.3.        Встряска и созидательный хаос

6.4.        Принцип обратной связи

6.5.        Избыточность информации

6.6.        Разнообразие информации

6.7.        Пятифазная модель процесса создания знания

 

7. Кейс Matsushita Electric IndustrialСо., Ltd.


8. Практикум 2. Разработка цикла создания знания


9. Новая модель управления «из центра – вверх - вниз»

9.1.        Традиционные модели управления «сверху - вниз» и «снизу - вверх»

9.2.        Недостатки традиционных моделей с точки зрения создания знания

9.3.        Модель управления «из центра – вверх - вниз»


10. Новая оргструктура для новой модели управления

10.1.     Традиционные типы структур

10.2.     Новая организационная структура

10.3.     Уровни новой структуры

 

11. Создание знаний в условиях глобализации и кризиса


Управленческая модель как инструмент создания и капитализации знания

 

12. Практикум 3 Создание требуемой оргструктуры


Выводы из семинара